Банковское обозрение,
5 марта 2021 г.
Застрахуй меня, робот: что может ИИ в страховании 1234 просмотра
Возможности ИИ в страховании почти безграничны. Технология способствует более точной тарификации, помогает противостоять мошенникам и автоматически урегулировать убытки.
Страхование — одна из самых консервативных отраслей финансового рынка. Возможно, поэтому многие российские страховые компании не торопились внедрять новые технологии, даже когда коллеги по финрынку их уже успешно опробовали. Но несколько лет назад самые продвинутые страховщики все же стали вводить различные решения InsurTech, в том числе на основе ИИ и машинного обучения. Эксперимент оказался успешным, и сейчас ИИ прочно занял свое место в самых разных бизнес-процессах страховщиков.
Страхование начинается с поиска клиентов, который «машина» осуществляет не хуже человека. ИИ находит в интернете пользователей, заинтересованных в покупке, например, полисов ОСАГО, и делает им таргетированное предложение. Искусственный разум основывается на истории поиска, данных из соцсетей и других открытых и закрытых источников, доступных ему. Он помогает не только страховой компании в продвижении услуг, но и клиенту — в автозаполнении заявки на страхование, если дело происходит, например, на партнерском сайте.
Отдельный «океан возможностей» — чат-боты и голосовые помощники. Они обеспечивают мгновенную коммуникацию как с потенциальными, так и с действующими клиентами. Обучаясь, технологии все лучше распознают потребности «на том конце провода», дают более точные ответы и строят корректный диалог. Голосовые роботы последнего поколения порой неотличимы от реального собеседника. Такие «помощники» не устают и не раздражаются, не требуют зарплаты за свою работу и при необходимости обрабатывают за сутки тысячи обращений. У них красивые голоса и безупречная дикция. С помощью машинного обучения они до такой степени совершенствуются, что избавляют страховые компании от необходимости набирать большую и дорогостоящую команду колл-центра. Подобная оптимизация, конечно, в перспективе сказывается на привлекательности страховых тарифов для клиентов.
ИИ помогает страховым компаниям на этапе скоринга и онбординга. С его помощью страховые компании принимают аргументированное решение о приеме клиента на страхование и назначают справедливый тариф. На основе машинного обучения страховщики оценивают вероятность мошенничества со стороны клиента в момент приобретения полиса и денежных убытков впоследствии. В расчет принимается вся информация о клиенте, которую он сообщает о себе сам, и данные из других источников. Аргументами «против» страхователя могут стать, скажем, предоставленные недостоверные данные, плохая кредитная история или информация о возбужденных судебных исках. Алгоритмы поиска и анализа информации могут быть разными и ограничиваются только фантазией разработчиков и задачами, стоящими перед страховой компанией.
Одна из зарубежных компаний недавно представила разработку, позволяющую быстро принимать автоматизированные андеррайтинговые решения по сложным рискам новых клиентов в страховании жизни. Система научилась оцифровывать данные из сканированных медицинских документов, фотографий, факсов, таблиц и других источников, что раньше считалось практически невозможным.
Машинное обучение помогает получать информацию, которую ранее не замечали, с большой точностью оценивать риски и прогнозировать поведение клиентов. Технологии, хоть их интеграция и недешевая, впоследствии сильно экономят затраты и время страховой компании. ИИ успешно применяется в организации документооборота, урегулировании убытков и даже судебных разбирательствах. Все это с минимальным участием человека или даже без него. Автоматическое урегулирование включает в себя прием цифрового заявления о страховом случае, проверку страхового покрытия, анализ полноты предоставленных документов и индексацию убытков. ИИ особенно полезен, когда предоставление объекта к осмотру или подтверждение тех или иных обстоятельств затруднительно. Допустим, нейронные сети, применяемые страховщиками (например, сервисом Mafin), упрощают и автоматизируют процесс самостоятельного осмотра автомобиля. Технология также позволяет провести удаленную оценку ущерба, выявить скрытые повреждения, уточнить информацию о произошедших событиях.
Робот способен выделить подстроенные страховые случаи: алгоритмы фиксируют подозрительную заявку и отмечают ее для дальнейшего изучения. Многие компании внедряют анализ убытков, похожих по профилю на мошеннические по наличию неочевидных связей между участниками ДТП, транспортными средствами или договорами страхования. Считается, что участие ИИ может свести к минимуму или полностью устранить незаконные претензии, а это, в свою очередь, приведет к снижению тарифа для добросовестных страхователей. ИИ дает возможность страховым компаниям снизить издержки и меньше зависеть от расследователей.
Одна из задач ИИ — выявлять неочевидные зависимости между убыточностью и скрытыми факторами. Искусственный интеллект способен собрать и систематизировать большой объем сведений о разных характеристиках страхуемых объектов и их владельцах, а также о происходящих с ними событиях.
ИИ используется при построении тарифных моделей и регулировании стоимости полиса в отношении конкретного клиента. Например, в автостраховании ИИ применяет коэффициенты, учитывающие возраст и стаж водителя, его безаварийное прошлое, место проживания, время года, дорожную ситуацию. Также в расчет берутся состояние рынка, уровень заработных плат в регионе, прогноз оттока клиентов. На основе мгновенного анализа как линейных, так и нелинейных взаимосвязей происходит реальная персонализация тарифа. Например, по статистике Mafin, этот подход в 70% случаев снижает для клиента стоимость полиса.
Широкое применение ИИ находит и в обслуживании клиентов в ДМС. Практически неотъемлемой его частью в последнее время стали телемедицинские приложения, не только позволяющие получить видеоконсультации врачей, но и выполняющие роль своего рода «доктора в кармане». Приложение в режиме реального времени при помощи фитнес-гаджетов и данных, которые клиент вводит самостоятельно, анализирует состояние его здоровья. «Машина» подсказывает клиенту, когда что-то не так с его пульсом, давлением или другими показателями, предлагает изменить режим дня, отрегулировать физические нагрузки, записаться на консультацию к специалистам. Все это уже сегодня значительно улучшает пользовательский опыт и дает возможность индивидуализировать тарифы для постоянных клиентов.
Помогает ИИ в ДМС и самим страховщикам. Так, в Росгосстрахе с его помощью автоматизировали процесс проверки счетов, поступающих из медицинских учреждений, что помогло снизить расходы на выплаты по необоснованным услугам. В масштабах крупной компании экономия достигает десятков миллионов рублей. А в СОГАЗе, например, с прошлого года используются предиктивные модели, позволяющие прогнозировать объем медицинских услуг, которые потребуются новым корпоративным клиентам по ДМС. Для этого прогноза ИИ анализирует поведение застрахованных по более чем 70 признакам. Соответственно клиенты получают более объективные тарифы.
Количество бизнес-процессов в страховании, в которых применяется ИИ и машинное обучение, постоянно расширяется. Появляются комплексные IT-платформы управления страховым бизнесом. Благодаря этому игроки рынка совершенствуют свой производственный цикл, а клиенты получают более качественный сервис и выгодные тарифы.
На страховом рынке сейчас самыми важными технологическими трендами можно назвать внедрение ИИ в разные процессы, цифровизацию и упрощение клиентского пути, в том числе повышение удобства процессов урегулирования по всему жизненному циклу, коммуникации через чаты и голосовых помощников, конвергенцию страховых компаний и банковских услуг через экосистемы и мобильные приложения банков.
В 2020 году на премии FINAWARD’19 были награждены страховые компании за технологические внедрения и решения. 1-е место заняла компания «Сбербанк страхование» за мобильное приложение по урегулированию убытков по страхованию имущества физлиц «Сбербанк.Осмотр». 2-е место получила компания «Ренессанс страхование» за урегулирование страховых случаев через WhatsApp. На 3-м месте оказались СК «УРАЛСИБ Страхование» и «УралИнновация» (TWIN) за цифрового помощника Оксану Соколову.
Также оргкомитет премии выделил три специальные номинации за внедрения в страховании. Одним из лауреатов стала компания: R-Style Softlab — номинация «Проект автоматизации бизнес-процессов продаж страховых продуктов и взаимодействия с клиентами на базе микросервисной архитектуры «РСХБ-Страхование жизни». Страховой Дом ВСК получил награду в номинации «Сервисный продукт для владельцев банковских карт». Премию в номинации «Юзабилити страховых продуктов в мобильном банке» получили «АльфаСтрахование-Жизнь» и Альфа-Банк.
Павел САМИЕВ, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам
Таблица. Технологическое внедрение/решение в страховой компании
Номинанты и проект
|
Описание проекта
|
СК «Сбербанк страхование».
Мобильное приложение по урегулированию убытков по страхованию имущества физлиц «Сбербанк.Осмотр».
1-е место
|
В приложении реализованы онлайн-процедуры: подача заявления, проведение удаленного осмотра, проверка валидности, подтверждение заявки клиента цифровой подписью, выплата возмещения. В 2019 году клиенты компании активно пользовались урегулированием убытков через мобильное приложение при наводнении в Иркутской области. Через мобильное приложение в 2019 году компания урегулировала около 1 тыс. страховых случаев
|
СК «Ренессанс страхование».
Урегулирование страховых случаев через WhatsApp.
2-е место
|
Компания первой на российском страховом рынке предложила полный процесс урегулирования через официальный канал WhatsApp. Через самый популярный мессенджер в России можно сообщить о страховом случае по каско и страхованию имущества частных лиц, отправить фото документов, получить консультацию, узнать сроки принятия решения и получить направление на ремонт
|
СК «УРАЛСИБ Страхование» и «УралИнновация» (TWIN).
Цифровой помощник Оксана Соколова.
3-е место
|
На первом этапе цифровой помощник выполняет роль онлайн-консьержа с автоматизированным обзвоном клиентов. Робот связывается с клиентами и информирует о необходимости оплаты очередных взносов. Робот Оксана обучена распознаванию речи, что позволяет ей понимать клиента и консультировать его по продукту. В дальнейшем компания планирует расширять функционал цифрового помощника в связи с запуском проекта «Цифровой офис», объединять функции которого будет операционная система Оксана Соколова (ОС)
|
СК «Абсолют Страхование».
Индивидуальный онлайн-скоринг по ипотечному страхованию жизни
|
В решении реализован скоринг рисков ипотечного заемщика на сайте компании (страхование гибели/утраты объекта залога и личное страхование заемщика) с возможностью оформления/покупки на сайте не только полиса по страхованию имущества, но и полиса личного ипотечного страхования
|
ГСК «Югория» и «Диасофт».
Автоматизации бизнес-процессов ДМС на базе Diasoft Insurance Medical
|
В результате внедрения «Югория» оптимизировала обработку заявок, обеспечила масштабируемость бизнеса по ДМС и создала единую информационную среду для договоров ДМС. В итоге на 15–20% сократились административные расходы. Скорость технической экспертизы повысилась в 6 раз, а скорость урегулирования убытков — в 4 раза. Решение создано на базе открытого ПО
|
Вся пресса за 5 марта 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|